ДУХОВНИЧЕСТВО НА РУСИ

 

Дорогие братья и сестры, еще немного времени, и наступит Рождественский пост. В течение многодневных постов Церковь призывает нас к более частому участию в таинствах Исповеди и Святого Причастия, чтобы с чистым сердцем и душею встретить праздник Рождества Христова. И в эти дни, несомненно, каждый из нас должен обратить внимание на своё внутреннее духовное состояние, подходя к таинствам Исповеди и Причастия.
Из истории Церкви мы знаем, что власть духовного руководства была вверена Господом Иисусом Христом Святым Апостолам во время земной проповеди Спасителя. От них она переходила на все последующие поколения епископов и священников. Таким образом, задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви. В истории Церкви существовало много типов духовного руководства, но основными из них можно выделить два типа: первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан и второй тип, более поздний, получивший распространение в Византии и на Руси: это старчество.
На приходского священника возлагается задача учить людей и помогать им советом. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. В монастырях взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, и они должны были беспрекословно ему подчиняться. Но деятельность пастыря на приходе немного отличается от монастырской жизни: занимаясь душепопечением, пастырь на приходе должен давать своим прихожанам деликатные, трезвые и целомудренные советы в руководстве к духовной жизни. В древней Церкви в Византийской империи было две формы Исповеди: публичная и тайная.
Сейчас, в нашей современной церковной практике, мы знаем еще и третью форму Исповеди: общую Исповедь, которой в древней Церкви не существовало. Она появилась в России достаточно недавно. Общую Исповедь использовал в своей пастырской практике святой праведный Иоанн Кронштадский, который совершал её из-за большого количества прихожан. Он выходил перед народом, читал молитвы последования Исповеди, а затем говорил: «А теперь кайтесь». И весь народ, находившийся в храме, называл свои грехи. Праведный Иоанн Кронштадский стоял перед ними, смотрел на них и слушал. И, глядя в огромную толпу народа, он был способен увидеть человека, который, может быть, внешне каялся, но на самом деле покаянного чувства не испытывал или исповедовал далеко не все из того, что совершил. И тогда святой Иоанн говорил ему: «И ты кайся». И тогда этот человек начинал уже каяться по-настоящему.
В Древней Церкви публичная Исповедь предназначалась только для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи.
Постепенно публичное покаяние в общецерковной практике упразднилось. С IV века в Византийской Империи христианство становится государственной религией.
Тайная Исповедь, издревле существовавшая в Церкви Христовой наряду с публичной, постепенно оформилась как отдельное чинопоследование лишь IX веке, появился чин Иоанна Монаха. На Руси попеременно применялись два чина. Сегодняшний чин таинства Исповеди, который мы находим в современном русском Требнике, сформировался лишь в XVII веке.
В Древней Церкви, как и в некоторых современных Поместных Православных Церквах, не всякий священник имел право исповедовать. Были священники, которым особым епископским благословением давалось право исповедовать приходящих к ним христиан. Но это не означает, что не всякий священник обладает благодатью исповедовать. Любой священник через рукоположение получает власть отпускать грехи кающимся людям. Это ограничение лишь значит, что некоторым священникам такое право давалось именно исходя из того, что они могли проявить себя как вдумчивые и опытные духовники.
Подобная же практика избирательного назначения священников совершать Таинство Исповеди существовала и в Древней Руси. В греческом Требнике мы даже можем увидеть специальное чинопоследование «егда творит архиерей духовника». В одиннадцатом веке преподобный Симеон Новый Богослов, обращаясь к своей пастве говорил о том, что много в его время явилось прельстителей и лжеучителей, которые не могут быть духовниками и правильно руководить своей паствой.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), размышляя о духовной жизни, давал такие наставления своей пастве: «Внутренняя духовная жизнь христианина подобна погоде: иногда бывает ясно и тепло, а иногда пасмурно, ненастно и холодно. Эта жизнь подобна урожаям хлеба, которые иногда бывают очень обильны, а иногда очень скудны. Люди опытные не надеются на постоянство хорошей погоды и не приходят в смущение от погоды дурной, зная, что она постоянно сменяется другой. Также при хорошем урожае они не полагаются на него и не престают от труда, а при худом урожае не впадают в уныние и равным образом не престают от возделывания земли. Таков закон природы. Подобен ему и закон подвижничества (духовной жизни) ».
Помня наставления к своей пастве святителя Игнатия (Брянчанинова) и многовековой опыт Церкви, выраженный в творениях святых отцов, современные пастыри-духовники, занимаясь душепопечением своей паствы, должны стараться давать правильные советы в духовной жизни всем христианам, которые обращаются к ним за поддержкой и духовным советом.

 

Оставить комментарий